Подвывка (или ваба) является одним из самых увлекательных и вместе с тем эффективных приемов подготовки и проведения охоты на волков.
Знаменитые егеря-волчатники. В.П. Петров в центре
Используя современные публикации, знания выдающихся волчатников и собственный опыт, я по возможности, попытался детализировать неумирающую проблему изучения волчьего языка, умения имитировать его и использовать в охотничьей практике. Но сначала хотелось бы вспомнить Сабанеева, который в своей книге «Волк» дает точные и сжатые сведения о повадках хищников и подвывке (вабе). Поскольку достать эту книгу сейчас непросто, целесообразно привести из нее следующие цитаты:
«Обыкновенно они (волчицы) щенятся наруже: под кустом, корнем, в неглубокой ямке, выбирая место поглубже, и настоящего гнезда, как принято говорить о выводке, у волков не бывает, тем более что, как прозреют волчата, матка постоянно переводит их с места на место, меняя логова или лежки. Логова бывают тоже всегда в скрытом месте».
В середине лета, обыкновенно после Петрова дня, волки начинают выть по ночам. Нередко начинают выть только переярки (неподалеку от логова), а старики и молодые – только с середины августа. Старики тогда обыкновенно ворчат и огрызаются на молодых, когда они захотят отозваться. То же бывает, если вабельщик вовсе не умеет подвывать».
«…голос у матерого самца очень груб и басист, у самки – значительно выше и тоньше. Особенность вытья старых волков заключается в том, что они постоянными голосами тянут, и все вытье их состоит из двух только колен протяженного вытья, переярки воют еще тоньше волчицы и притом тянут только начало, а вторую половину колена кончают бреханьем, как прибылые; молодые воют схоже с отрывистым лаем молодой собаки, причем некоторые взвизгивают и ворчат.
Легче и успешнее всего бывает подвывка голосом волчицы, но так как она бывает в логове чаще самца, то, чтобы не попасть впросак, надо сначала узнать об отсутствии стариков, отозвав по матерому волку. Затем уже отзывают по волчице, и, если волчата голодны, то отвечают немедленно.
Вабельщику хорошо брать с собой для подслуха одного или двух помощников, которые слушают голоса с противоположных сторон, тоже выбирая полянки как можно ближе к предполагаемому место-нахождению выводка.
Вабельщик идет к тому месту, где должно быть волчье логово, стараясь не подходить слишком близко, лучше всего со стороны хода волков на добычу, не забираясь в чащу, а на полянке или опушке садится за ветром, и, не делая ни малейшего шума, выжидает наступления темноты.
Часа через полтора после заката подвывало усаживается предварительно за кусты или за дерево, вообще за какое-нибудь прикрытие и выслушивает, все ли тихо кругом; затем он припадает на колени, тихо откашливается в шапку, чтобы не испортить неуместной перхотой колена подвыва, слегка прижимает большими пальцами обеих рук горло, а указательными сжимает нижнюю часть носа и начинает выть протяжно, сначала дико, гнусаво и скучливо и, постепенно давая волю груди, все выше и громче. Другие подвывалы (это название употребляется преимущественно псовыми охотниками) при вытье закрывают рот с обеих сторон ладонями рук, делая как бы рупор, и соединяя, и разъединяя ладони по мере надобности.
Настоящие мастера вовсе не прибегают к помощи рук и подвывают просто ртом, но всегда тоже запрокидывая голову для большей интенсивности воя».
«Если волчата не отзовутся, надо тихо переменить место, повторяя это до трех раз, если же завоют, то, определив место и приблизительную численность выводка, вабельщики без шума удаляются и больше не воют.
Утренняя подвывка далеко не так надежна, как вечерняя, потому что волчата чаще бывают сыты и реже остаются одни.
Опытный вабельщик (подвывало) может подманить даже матерых волков, которые принимают его за бродячего холостяка и бросаются, чтобы прогнать. Стоит только подойти поближе к логовам и завыть пораньше, когда старики еще находятся дома, и можно быть уверенным, что они при благоприятном ветре подойдут на 10–15 шагов, – следовательно, если не очень темно, легко могут быть застрелены. Но этого в большинстве случаев не делают или же подвывают на голос самки волчицу и убивают ее. Волчица не отзывается, а прямо молчком бежит на голос. Чем ранее будет убита волчица, тем более вероятности, что волчата не будут уведены волком в другое место, тем легче будет разыскать их и перебить».
Цель подвывки (вабы)
В охотничьей практике подвывка используется в следующих целях:
– для обнаружения выводка весной во время охоты на логовах, изъятия или уничтожения волчат, а если удастся – для отстрела взрослых волков, особенно волчицы;
– для обнаружения выводка, группы или одиночных зверей и подготовки к облавной охоте (обычно с флагами);
– для непосредственного отстрела волков, выходящих на вабу к подвывале (вабельщику) на верный выстрел.
Охота на волков с использованием подвывки (вабы), как правило, не способна существенно снизить численность этих хищников, но может оказать неоценимую услугу для подготовки наиболее добычливых охот «облавой» и «на логовах».
Следовательно, главная цель использования подвывки состоит в обнаружении и более точном определении места логова или дневки для последующей организации облавы, при которой можно целиком взять выводок или выбрать из логова (гнезда) волчат, как это неоднократно делал знаменитый волчатник Василий Петрович Петров* со своими товарищами. Разумеется, когда представится возможность организовать облавную охоту, нельзя стрелять даже по близко подошедшему волку. Этим можно сорвать облаву (неизвестно, куда уведет волчица выводок, если волчата уже «на ногах»). Стрелять следует только по волчице.
Но есть описание случая, когда на вабу самцом матерый выскочил прямо на вабельщика с «явно агрессивными намерениями» и был застрелен в двух метрах. Известно, что при перемещении вабельщика волчица или матерый иногда неслышно ходят сзади его, а волчица без звука выходит на вабу волчицей, заподозрив конкурентку. Поэтому разумная осторожность и ружье на вабе необходимы.
При определенном навыке и большой численности волков подвывка может дать ощутимый результат не только как разведка, но и как добычливый способ охоты.
Об этом свидетельствует опыт старого охотника и охотоведа Г. Сосновского (1980), который в начале 30-х годов в Карелии, где волки наносили серьезный ущерб животноводству, истреблял волков не только розыском логовов и облавой с флажками, но и с помощью подвывки. Вот пример. В ноябре «в течение двух недель мне на вабу удалось уничтожить три волчьи семьи: двух старых самок, трех самцов, шестнадцать переярков и девятнадцать волчат-сеголетков». Г. Сосновский рекомендует на вой самца отвечать голосом самки и, наоборот, а переярков и сеголеток можно перебить всех, «подражая вою волчицы, волка или переярка».
Еще по теме
* Василий Петрович Петров – старейший волчатник МООиР, добывший около 1500 волков (включая волчат на логовах). Об этом действительно уважаемом охотнике хочется рассказать чуть подробнее. Василий Петрович родился в Москве в 1912 году, но вскоре, после гибели отца на фронте в 1914 году, его матери с тремя ребятишками пришлось уехать в деревню Свинцово Можайского уезда, где они жили у дяди, брата отца. Вася начал рано работать по крестьянскому хозяйству и еще мальчишкой стал охотиться. После службы в армии, в начале 30-х годов, он переехал в Москву. Во время Великой Отечественной войны служил в Военно-воздушных силах. Ветеран войны. В начале 60-х годов начальник Госохотинспекции предложил ему работу по истреблению волков. В то время их немало развелось в центральных областях России. Этим делом он занимался до последних дней своей жизни. Умер Василий Петрович в декабре 1998 года.